Франческо Мельци
Флора
Зал № ...
«Флора», пленительно именуемая также Коломбиной или Колумбиной, – полотно, кисти Франческо Мельци, написанное около 1520 года. Здесь запечатлен образ богини весны и цветов римской мифологии - Флоры. Начиная с 1850 года картина находится в собрании Государственного Эрмитажа, когда она была приобретена в Гааге Федором Бруни, посланником царя Николая I, за 40 000.

Изначально, «Флора» была написана на деревянной основе, а в 19 веке картина была перенесена на холст. При этом, слои краски находятся в хорошем состоянии, а легкие потертости лишь добавляют облику картины благородный отпечаток старины.
В таинственной полумгле грота, увитого папоротником и цепким плющом, восседает Флора. Облаченная в одеяния древней римлянки, она являет собой воплощение весны: белая туника, словно сотканная из лунного света, искрится золотой вышивкой, а лазурная палла, небрежно перекинутая через плечо, ниспадает мягкими складками. На её коленях белоснежные цветы жасмина, источающие тонкий аромат, а в изящной левой руке она бережно держит аквилегию – цветок, что некогда дал имя этому полотну, «Колумбина», символ нежности и ускользающей красоты.

Растения, окружающие Флору, в глазах зрителей 16 века имели символический смысл. Аквилегия - символ плодородия и ее присутствие на фоне женской обнаженной груди недвусмысленно подчеркивает ее роль «матери цветов». В правой руке Флора нежно удерживает жасмин, символ чистоты. У её ног, в складках одеяния, трепетно шелестят анемоны, предвещая возрождение. В Древней Греции эти цветы, колышущиеся от малейшего дуновения, ассоциировались с ветром, напоминая о том, что Флора — супруга Зефира, бога западного ветра. В правом верхнем углу картины вечнозеленый плющ тянется вверх, символизируя неувядающую вечность.
«Флора» – произведение, исполненное в манере Леонардески, явственно несущее на себе отпечаток влияния великого мастера. В её облике безошибочно угадывается женский тип, разработанный Леонардо да Винчи: взгляд томно опущен, лицо окутано дымкой сфумато. В полотне ощущается и леонардовская страсть к тщательной прорисовке каждого лепестка, каждого локона.

Франческо Мельци, ученик Леонардо да Винчи, настолько совершенно овладел техникой своего учителя, что его кисть практически неотличима от руки самого мастера. Когда эта картина, приобретенная по заказу императора Николая I для Эрмитажа, впервые предстала перед взором публики, её без колебаний приписали Леонардо. Лишь годы спустя, после долгих споров и кропотливых исследований, авторство было оспорено и отдано одному из талантливых учеников великого мастера. Более того, едва различимые следы подписи художника Франческо Мельци, обнаруженные в левом нижнем углу картины в 1963 году, окончательно утвердили его авторство в создании этого шедевра.
Свяжитесь с гидом
Свяжитесь с гидом
чтобы узнать подробности
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Напишите нам в чат
Telegram
Phone
WhatsApp
VK
Made on
Tilda