Малахитовая гостиная Зимнего дворца
Зал № 189
Малахитовый зал - сердце Невской анфилады Зимнего дворца, личная гостиная императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I. Здесь, в малахитовом великолепии, вершились светские приемы, собирая высшее общество империи.

Эта изысканная гостиная служила не только связующим звеном между приватными покоями и помпезными залами, но и своеобразным началом традиций придворного этикета. Именно здесь, в преддверии блистательных балов, представляли императрице дам, удостоенных высокой чести быть приглашенными ко двору. И именно из Малахитовой гостиной начиналось торжественное шествие императорской четы сквозь Невскую анфиладу парадных залов Зимнего дворца.
Особенность Малахитового зала – виртуозное применение техники «русской мозаики», когда поверхность облицовывается тончайшими пластинами малахита, подобранными с таким искусством по цвету и рисунку, что рождается обманчивое впечатление цельного, монолитного каменного полотна. Эти хрупкие лепестки камня с ювелирной точностью наклеивались на основу, а микроскопические стыки заполнялись малахитовой крошкой, окончательно стирая грань между реальностью мозаики и иллюзией монолита.

Мистическим ореолом окутал Малахитовую гостиную Павел Бажов в своих сказах о Хозяйке Медной горы. Он воспел ее колонны, представляя их рожденными из недр земли, высеченными из цельного самоцвета. Искусная мозаика, с ее филигранной подгонкой камней, лишь усиливала это завораживающее видение.
Малахит, хлынувший потоком из богатейших залежей рудников Демидовых близ Нижнего Тагила, преобразился из скромного материала для шкатулок и ваз в инструмент для создания роскошных дворцовых интерьеров. Именно у Демидовых был приобретен малахит для парадной гостиной императрицы, на что ушло 133 пуда (свыше двух тонн) самоцвета, дивно преобразившего колонны, пилястры, тумбы, камины, столешницы и вазы. Яркость малахита подчеркивалась сиянием позолоченного сводчатого потолка и орнаментов дверей. Современники называли гостиную не только Малахитовой, но и Золотой.

Смысловым центром отделки зала является роспись на стене напротив окон. Она существовала еще в предыдущей, Яшмовой гостиной, и при восстановлении дворца Николай I поручил реставрацию Антонио Виги — автору первоначальной росписи и 74-летний мастер взялся за исполнение заказа, «держась прежней живописи». Центральная из трех женских фигур — аллегория Поэзии — копия медальона «Поэзия» работы Рафаэля, венчающего фреску «Парнас» в одной из комнат Папского дворца в Ватикане. По ее сторонам изображены аллегорические фигуры, олицетворяющие День и Ночь, прообразами которых послужили барельефы датского скульптора Бертеля Торвальдсена.

На полу Малахитовой гостиной уложен узорный паркет из девяти пород ценной древесины, что добавляет интерьеру теплоты и уюта. Высокая малахитовая ваза яйцевидной формы и мебель выполненная по рисунку Огюста Монферрана.

Малахитовая гостиная – свидетельница истории. Именно в ее стенах, в эпоху потрясений, заседало Временное правительство, вершились судьбы страны. С июня по октябрь 1917 года здесь кипели страсти революционной эпохи.

Индивидуальная экскурсия в Эрмитаж с частным гидом

  • Вход в музей без очереди
  • Билеты включены в стоимость
  • Время начала экскурсии согласовывается индивидуально
  • Продолжительность экскурсии - 2 часа
Свяжитесь с гидом
Свяжитесь с гидом

чтобы узнать подробности

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Вопрос:
График работы музея Эрмитаж
Ответ:
Вторник, пятница и суббота - с 11:00 до 20:00
Среда, четверг и воскресенье - с 11:00 до 18:00
По понедельникам музей закрыт, в Эрмитаже выходной день.
- Зимний дворец
- Малый Эрмитаж
- Большой (Старый) Эрмитаж
- Новый Эрмитаж
Закажите звонок
Спасибо за Ваше доверие !

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь c нашей политикой конфиденциальности

Напишите нам в чат
Telegram
Phone
WhatsApp
VK
Made on
Tilda