Малахит, хлынувший потоком из богатейших залежей рудников Демидовых близ Нижнего Тагила, преобразился из скромного материала для шкатулок и ваз в инструмент для создания роскошных дворцовых интерьеров. Именно у Демидовых был приобретен малахит для парадной гостиной императрицы, на что ушло 133 пуда (свыше двух тонн) самоцвета, дивно преобразившего колонны, пилястры, тумбы, камины, столешницы и вазы. Яркость малахита подчеркивалась сиянием позолоченного сводчатого потолка и орнаментов дверей. Современники называли гостиную не только Малахитовой, но и Золотой.
Смысловым центром отделки зала является роспись на стене напротив окон. Она существовала еще в предыдущей, Яшмовой гостиной, и при восстановлении дворца Николай I поручил реставрацию Антонио Виги — автору первоначальной росписи и 74-летний мастер взялся за исполнение заказа, «держась прежней живописи». Центральная из трех женских фигур — аллегория Поэзии — копия медальона «Поэзия» работы Рафаэля, венчающего фреску «Парнас» в одной из комнат Папского дворца в Ватикане. По ее сторонам изображены аллегорические фигуры, олицетворяющие День и Ночь, прообразами которых послужили барельефы датского скульптора Бертеля Торвальдсена.
На полу Малахитовой гостиной уложен узорный паркет из девяти пород ценной древесины, что добавляет интерьеру теплоты и уюта. Высокая малахитовая ваза яйцевидной формы и мебель выполненная по рисунку Огюста Монферрана.
Малахитовая гостиная – свидетельница истории. Именно в ее стенах, в эпоху потрясений, заседало Временное правительство, вершились судьбы страны. С июня по октябрь 1917 года здесь кипели страсти революционной эпохи.