Рафаэль Санти
Святое семейство
Зал № ...
«Святое семейство» или «Мадонна с безбородым Иосифом» – произведение, принадлежащее к раннему, флорентийскому периоду Рафаэля Санти. В конце 1504 года, оставив позади тихий Урбино, Рафаэль прибывает во Флоренцию, где его взору открывается плеяда выдающихся мастеров: Леонардо да Винчи, Микеланджело и другие флорентийские художники. Рафаэль, обладая редким даром, с легкостью впитывает достижения современников, жадно изучает технику леонардовского сфумато. Однако, полотно «Святое семейство» было создано во время непродолжительного возвращения художника в родной Урбино, по заказу Гвидобальдо да Монтефельтро, герцога Урбинского, около 1505 года.

Первые проблески дальнейшей судьбы картины относятся к 18 веку, когда она украшала собой собрание герцога Ангулемского в Париже, из аристократических покоев которого картина перешла в собственность Пьера Кроза.
В 1772 году, по просьбе российской императрицы Екатерины II, просвещенный ум Дени Дидро, при поддержке блистательного литератора Фридриха Мельхиора Гримма, и при участии российского посла во Франции искусно договорились с наследниками Кроза о приобретении его живописного наследия. Эти полотна предназначались для новорожденной Картинной галереи Императорского Эрмитажа, чей условный год основания – 1764 уже сиял в предвкушении грядущего величия.

Затянувшиеся на долгих полтора года переговоры о приобретении коллекции Кроза увенчались триумфом: всё собрание перешло в обладание Императорского Эрмитажа за сумму в 460 000 ливров. В эту блистательную сокровищницу, предназначенную для императрицы Екатерины II, вошли жемчужины мирового искусства: пять полотен Рафаэля, среди которых выделялась «Мадонна с безбородым Иосифом», единственная работа Микеланджело, полная драматизма «Юдифь» Джорджоне (ошибочно приписываемая в те времена кисти Рафаэля), целое созвездие из десяти картин Тициана, ослепительная «Даная» в их числе, семь работ Рембрандта, пятнадцать творений пылкого Рубенса и многое, многое другое.
Иконография полотна выдержана в традициях того времени, но с ощутимым дыханием новизны. Младенец Иисус восседает на коленях Богоматери. Справа, опираясь на посох, застыл в созерцании седовласый старец, устремивший взгляд на Божественного Младенца. Традиционно в этом старце видят Иосифа Обручника, погруженного в глубокую задумчивость, размышляющего о судьбе, уготованной его приемному сыну. Уникальность произведения подчеркивает редкое изображение Иосифа без бороды, что и дало картине второе название — «Мадонна с безбородым Иосифом». Прическа Богоматери и прием изображения светлого проема в качестве фона – несомненные отголоски влияния Леонардо да Винчи.

Рафаэль, верный традициям, отдавал предпочтение темпере, завершая работу маслом по дереву, нежели на холсте. «Святое семейство» не стало исключением, однако время и обстоятельства не пощадили ни деревянную основу, ни красочный слой картины. В ту эпоху, когда перенос изображения с дерева на холст был обычной практикой, было принято решение о переводе. К сожалению, последующие реставрационные вмешательства, скорее навредили, чем помогли, усугубив состояние произведения.

Сомнения в подлинности, возникшие у знатоков в 19 и начале 20 веков, стали препятствием советскому правительству, когда в годы распродаж сокровищ Эрмитажа в 1930-х, так и не удалось найти покупателя на данное полотно Рафаэля.
Свяжитесь с гидом
Свяжитесь с гидом
чтобы узнать подробности
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Напишите нам в чат
Telegram
Phone
WhatsApp
VK
Made on
Tilda