История Зимнего дворца
в Санкт-Петербурге
Зимний дворец, сердце императорской России, вознёсся над невскими берегами в период с 1754 по 1762 год, благодаря итальянскому архитектору Франческо Бартоломео Растрелли и воплотил в себе всю роскошь и изящество елизаветинского барокко. Зимний дворец строили для императрицы Елизаветы Петровны и вплоть до 1904 года дворец являлся зимней резиденцией российских императоров. Императрица Елизавета, к сожалению, не дожила до триумфального завершения этого грандиозного проекта, а принимал работу в апреле 1762 года уже Петр III. К тому времени фасады дворца сияли законченной красотой, однако внутреннее убранство еще томилось в ожидании завершающих штрихов.

В апреле 1762 года, в светлый праздник Пасхи, дворец был освящен, и на следующий день императорская чета торжественно въехала в свои новые, блистательные апартаменты. Судьба распорядилась так, что летом того же года Петр III был свергнут с престола, и завершение строительства Зимнего дворца состоялось в правление Екатерины II.
Едва взойдя на престол, Екатерина II отстранила от дел Растрелли, чье блистательное барокко казалось ей старомодным. Внутреннее убранство дворца было доверено плеяде архитекторов: Юрию Фельтену, Жану-Батисту Валлен-Деламоту и Антонио Ринальди.

В 18-19вв. в Зимнем дворце, в общей сложности, обитали свыше двух тысяч человек, наполняя дворец жизнью и суетой. Зимний дворец, высотой в три этажа, представляет собой монументальное каре из четырёх флигелей, образующих внутренний двор. Его фасады обращены к величавой Неве, строгому Адмиралтейству и просторной Дворцовой площади.

В архитектуре Растрелли блистательно проявился его неповторимый авторский почерк, в котором пышное итальянское барокко гармонично переплетается со строгой элегантностью западноевропейского классицизма, игривым рококо и самобытными традициями древнерусского зодчества, которые архитектор тщательно изучал, вдохновляясь красотами России.

Снаружи, оконные проемы дворца 12 типов имеют слегка различающиеся между собой обрамления, дополнены пятью разновидностями капителей и четырьмя различными видами картушей. Ажурные рокайли, словно застывшие морские волны и картуши с пышными гребешками сливаются с львиными масками. Многие элементы этого великолепия создавались прямо на стенах из податливого гипса, и лишь немногие детали обретали форму по заранее вылепленным моделям.
Как строили Зимний дворец
Трёхэтажное здание дворца имеет полуподвальный этаж и многочисленные антресольные этажи, некоторые парадные залы второго этажа — двухсветные.

Кладка стен из красного кирпича скреплена известковым раствором. Междуэтажные перекрытия построены как в виде кирпичных сводов, так и по прочным балкам. Массивный карниз дворца опирается на основание из камня, поддерживаемое железными скрепами, пронзающими кирпичную кладку. Эти кованые объятия металла, заложенные ещё во времена Растрелли, до сих пор хранят величие замысла архитектора.

В 18 веке стропильные системы и перекрытия залов возводились исключительно из дерева, таким образом наделяя пространство теплом и жизнью. Потолки, укрытые войлоком и парусиной, хранили драгоценное тепло, а стропила, пропитанные смолой, обещали зданию долговечность.
В 1764 году императрица Екатерина II получила из Берлина 317 полотен из частной коллекции Йоханна Эрнста Гоцковского, оцененных в 183 тысячи талеров. Эта блистательная коллекция стала своеобразной платой за долг Гоцковского перед князем Владимиром Сергеевичем Долгоруковым. Именно эти 317 картин, преимущественно работы голландских и фламандских мастеров первой половины 17 века, положили начало великому собранию Эрмитажа. До наших дней дошли по меньшей мере 96 из тех первых полотен.

В декабре 1837 года, в правление императора Николая I, в Зимнем дворце случился пожар. Разбушевавшаяся стихия не уступала целых три дня, по официальным данным погибли тринадцать солдат и пожарных, отдавших свои жизни в борьбе с огнем. Восстановление дворца потребовало титанических усилий и дворец был возрожден во всём своём величии всего за два года, словно феникс, восставший из пламени.

После пожара восстановительными работами в Зимнем дворце руководили архитекторы В. П. Стасов, А. П. Брюллов и А. Е. Штауберт, которые перестраивали дворец, где ведущая роль отныне принадлежала железным конструкциям.

Изначально дворец отапливали 450 голландских печей, но после пожара в здании была устроена уникальная система отопления, когда в подвале установили 86 пневматических печей (Аммосовское отпление). Теплый чистый воздух поступал в помещения через жаровые каналы, позже на этой основе будет создана водо-воздушная система.
Особые даты и события в жизни Зимнего дворца
5 февраля 1880 года в Зимнем дворце раздался взрыв, устроенный народовольцем Степаном Халтуриным. Дерзкий террористический акт был направлен на цареубийство, на искоренение самодержавия в лице Александра II. Однако судьба распорядилась иначе: император и его семья остались невредимы, а пламя революционного гнева опалило невинных – одиннадцать солдат, нёсших караульную службу погибли, а ещё пятьдесят шесть пострадали от взрывной волны.

11—13 февраля 1903 года в Зимнем дворце состоялся знаменитый костюмированный исторический бал в костюмах эпохи царя Алексея Михайловича.

Февральским вихрем 1903 года, в самом сердце блистательного Санкт-Петербурга, развернулось феерическое действо – в Зимнем дворце прошел бал, воссоздавший великолепие эпохи правления царя Алексея Михайловича, когда дворец погрузился в атмосферу русской старины, став сценой для знаменитого костюмированного бала в стиле русских традиций.
В годы Первой мировой войны, с октября 1915 по ноябрь 1917, парадные залы Зимнего дворца превратились в лазарет, носящий имя цесаревича Алексея Николаевича.

Февральская революция вдохнула в его стены новую, бурлящую жизнь: с июля по ноябрь 1917 года здесь заседало Временное правительство, а после Октябрьского переворота Зимний дворец навсегда утратил статус императорской резиденции, став сокровищницей искусства, где разместилась основная экспозиция Государственного Эрмитажа.

С июля 1917 года Зимний дворец превратился в резиденцию Временного правительства. В ознаменование новой эпохи был издан декрет о национализации царских резиденций, и создана художественно-историческая комиссия, призванная принять на хранение бесценные сокровища Зимнего. Однако надвигающаяся буря заставила принять меры предосторожности: в сентябре часть бесценной художественной коллекции Эрмитажа была спешно эвакуирована в Москву, в надежде уберечь её от грядущих потрясений.

В ночь с 25 на 26 октября (7—8 ноября) 1917 года, революционно настроенные солдаты и матросы захватили Зимний дворец, который защищали юнкера и женский батальон, словно хрупкий оплот уходящей эпохи. Той ночью, дворец был обстрелян картечью из орудий Петропавловской крепости, чей гул эхом прокатился по революционному Петрограду. К 2 часам 10 минутам ночи, сломив сопротивление, восставшие ворвались во дворец и Временное правительство пало.

В октябре 1917 года Эрмитажу и Зимнему дворцу присвоили статус государственных музеев, где к тому же, в течение нескольких месяцев здесь располагался Народный комиссариат просвещения, а в парадных залах дворца начали устраивать лекции и собрания. В те неспокойные 1918—1919 годы дворец, словно устремляясь к новому идеалу, гордо именовался Дворцом Искусств.

В январе 1920 года в парадных залах Зимнего дворца состоялось официальное открытие Государственного музея Революции. К ноябрю 1920 года завершился процесс возвращения эвакуированных в Москву художественных ценностей, а в январе следующего года для публики открылись залы Картинной галереи.

В годы Великой Отечественной войны в подвалах Зимнего дворца было устроено 12 бомбоубежищ, в которых до 1942 года постоянно находилось до двух тысяч человек. Также, во дворце была укрыта часть не эвакуированной музейной коллекции Эрмитажа и пригородных дворцов Ленинграда. Во время войны Зимний дворец пострадал от бомбежек, когда семнадцать артиллерийских снарядов и две авиационные бомбы попали в его стены. Частично были повреждены парадные залы, находящиеся близ Иорданской лестницы.

7 ноября 1944 года Зимний дворец вновь был частично открыт для посещения.
Свяжитесь с гидом
Свяжитесь с гидом
чтобы узнать подробности
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Напишите нам в чат
Telegram
Phone
WhatsApp
VK
Made on
Tilda